ТСП - технология свободного проектирования

Главное о Проекте 1.0

В данном проекте команда Института ПрЭСТО предлагает к распространению наработанную в опыте концепцию и технологию построения пространства открытого детского проектирования в образовательной системе.

В течение нескольких лет, а именно с 2009 года, специалистами Института ПрЭСТО в рамках образовательных интенсивов разрабатывалась технология инициации, поддержки и сопровождения проектов, выражающих инициативы детей в свободном пространстве, где они получали опыт и навыки проектной деятельности, опираясь исключительно на собственный интерес. В результате были сформированы принципы, техники и приемы построения пространства для проявления детской инициативы через проекты. Наработанный в интенсивах опыт был использован в ряде школ города Перми в формате проектных офисов.

В рамках проекта 1.0 Институт ПрЭСТО предлагал заинтересованным представителям школ, учреждений дополнительного образования, муниципальных образовательных систем в деятельностном режиме обучиться, опробовать на практике, разработать на полученной основе собственную модель проектного пространства и реализовать ее до появления прецедентов детской проектной активности.

ПРОБЛЕМАТИКА

Во многом развитию проектной самостоятельности и свободы препятствует сложившаяся до настоящего времени система организации и управления детской проектной активностью. В большинстве общеобразовательных учреждений проектная деятельность учащихся реализуется по традиционной схеме: зачастую направленность и номенклатура проектов задаются взрослыми. А учащиеся в уже заданных рамках разрабатывают и защищают проект: предметный (по биологии, истории и т.п.), социальный (волонтерская помощь, благоустройство и т.д.) или досуговый («День самоуправления» и т.п.).

То есть детский проект является реакцией на активность педагогов, организаторов, администрации. Значительную часть школьной жизни молодой человек делает то, что положено и нужно кому-то. В его повседневной образовательной реальности крайне мало «пустых мест», в которых он может и умеет проявить себя, реализовать свои идеи, разработать и осуществить свой собственный проект.

Развитие проектной активности сдерживается так же неверием в собственные силы, убеждением в том: «что ничто нельзя изменять изменить».

ПОЧЕМУ ЭТО АКТУАЛЬНО

Проектная компетентность является одним из важнейших метапредметных результатов, достижение которых провозглашается в стандартах общего образования. Слабое развитие гражданской самостоятельности, инициативности, неумение разрабатывать и воплощать собственные идеи с опорой на себя и ближайшее окружение – характерное состояние большинства молодых людей современного общества. Это при том, что способность личности к самостоятельному проектированию, не обусловленному внешними стимулами, начинает играть ключевую роль.

Предпринимательство, стартапы, любые формы самоуправления становятся возможными, если человек по собственной воле разрабатывает, предъявляет и реализует свои идеи, проявляя способность к свободному самостоятельному проектированию. Важно научить детей технологии проектирования, т.е. сформировать навыки самостоятельного действия, собственной активности и предоставить опыт реализации своих собственных идей в окружающей их социальной реальности.

ПЕРЕЗАГРУЗКА.
о Проекте 2.0

Кого мы приглашаем?

  • Мы ждём команды  Проекта 1.0  для того, чтобы продолжить обучение технологии свободного проектирования.
  • Будем рады видеть новые команды. Для вас открылась возможность подключитсья к проекту, пройти обучение в полном объеме и развернуть свое проектное пространство.
  • Теперь проект открыт и для индивидуальных участников. В Проекте 2.0 каждый может обучиться технологии и использовать ее в личных и профессиональных целях.

Для участников Проекта 1.0

  1.  Проект «Технология свободного проектирования» сохраняет модульную систему обучения. 
  2. Прежняя структура семи модулей частично изменяется, дополняется новым содержанием с учетом полного переноса проекта в онлайн-формат.
  3. То, что успели сделать команды в первой версии проекта автоматически переносится в Проект 2.0.
  4. Более подробная информация и обучаюшие модули, как и прежде, будут доступны через личный кабинет. 

Для новых команд и индивидуальных участников

Участники проекта пройдут обучение, опробуют на практике и разработают модель проектного пространства, которую реализуют до появления прецедентов детской и взрослой проектной активности. Построенная модель впоследствии может самостоятельно использоваться участниками проекта.


В проекте могут принимать участие представители образовательных учреждений и организаций (директора, заместители директоров, учителя, социальные педагоги, психологи, тьюторы, другие сотрудники образовательных учреждений, студенты и учащиеся), а также любые иные заинтересованные лица. В проекте можно принимать участие командой или индивидуально. Команда может быть сформирована по принципу принадлежности какой-либо образовательной системе либо на основании общности интересов, целей и пр. Команда может включат в состав лица младше 22 лет. Максимальное количество участников одной команды – 7 человек.


Если участие в проекте планируется командой из нескольких человек, то необходимо выбрать руководителя команды. Руководитель впоследствии осуществляет взаимодействие с организаторами проекта.

Руководитель команды регистрирует команду на сайте http://presto-project.ru/registratsiya.
Там же доступна инструкция по регистрации команды.


Если участник намерен войти в проект индивидуально, он также регистрирует команду, включая в её состав только себя. В последствии, он может добавить дополнительных участников.


После регистрации команда получает доступ в Личный кабинет на образовательной платформе presto-project.ru, через который осуществляется взаимодействие с оргкомитетом на всех этапах участия в проекте.

Обновление обучения

Модуль 1. «Организационный модуль». В рамках данного модуля команды и индивидуальные участники подготавливают личный кабинет, предоставляют необходимые для повышения квалификации документы; командам назначается куратор.


Модуль 2. «Концептуальный модуль». Модуль 2 содержит описание концепции Технологии свободного проектирования в виде текста, записанного вебинара. Также в рамках Фестиваля планируется проведение интерактивного методологического вебинара по теме концепции Технологии.


Модуль 3. «Технологический модуль» посвящён техникам формирования проектного пространства. Он содержит текст с описанием технологии, запись вебинара с кейсами. Также в рамках Фестиваля планируется проведение интерактивного методологического вебинара по теме модуля.


Модуль 4. «Проектирование в он-лайн». Модуль посвящен особенностям построения проектного пространства в он-лайн формате. В рамках Фестиваля планируется проведение вебинара по теме модуля.


Модули 1-4 становятся доступными для работы с ними с момента регистрации команды (или индивидуального участника) до завершения обучения (см. п. 2.6).


Модуль 5. «Фестиваль свободного проектирования» (08.06.2020 – 21.06.2020). Ключевыми процессами на Фестивале станут:

  • проектная работа команд (модуль 6);
  • мастер-классы;
  • тьюторские практики;
  • общие пленумы.

Фестиваль будет реализован в он-лайн формате на платформе es-presto.ru. За исключением проектной работы участие команд в других процессах факультативное.

Модуль 6. «Модуль разработки». Основная задача данного модуля – выстроить и довести до результата собственную проектную работу команд. Для этого будут сформированы проектные группы по 2-3 команды с общим куратором. С каждой из групп будет реализована серия вебинаров. Первые три вебинара для каждой группы будут событиями, включенными в программу Фестиваля. «Модуль разработки» начинается с 08.06.2020. Решение о завершении модуля для каждой команды принимает её куратор, но модуль не позднее 28.09.2020.

Модуль 7. «Модуль реализации». По согласованию с куратором по итогам 6-го модуля команда реализует собственные разработки на практике. Даты прохождения модуля для каждой команды определяет куратор, но модуль должен завершиться до 28.09.2020.

Модуль 8. «Рефлексивный модуль» (28.09.2020 – 09.10.2020). Данный модуль включает в себя представление командами результатов работы в виде описания разработки и кейсов свободных проектов детей и взрослых. Форма проведения модуля планируется в виде он-лайн конференции.


Сроки и содержание модулей могут быть скорректированы с предварительным уведомлением команд через Личный кабинет.

Проект и Фестиваль

  1. Фестиваль свободного проектирования является он-лайн образовательным пространством. Для участников Проекта сам факт участия означает прохождение 5-го модуля. А также на базе Фестиваля начинает работу 6-й модуль. Кроме этого, Фестиваль станет расширенной площадкой для реализации целой серии образовательных, психологических, тьюторских и досуговых практик.

  2. Для участия в Фестивале потребуется дополнительная индивидуальная регистрация для каждого члена команды на отдельном ресурсе: es-presto.ru. Ссылки и подробные инструкции будут доступны в Личном кабинете.

  3. Для финансовой поддержки участия представительств на Фестивале предусмотрены средства Фонда президентских грантов, используемых для софинансирования разработки и поддержки он-лайн платформы, оплаты работы спикеров, кураторов, тьюторов и психологов.

  4. Для зарегистрированных членов команд Проекта участие в Фестивале организационный взнос составляет 1000 рублей.

  5. В рамках Фестиваля планируется проведение конкурса проектных разработок с финансовой поддержкой призового фонда за счёт средств гранта (см. п. 1.2.).

  6. По итогам Фестиваля свободного проектирования участники получают дипломы, а также участники старше 22 лет получают при наличии диплома о высшем образовании удостоверение о повышении квалификации по теме «Тьюторское сопровождение в образовании» в объеме 16 часов.