Описание проекта

В данном проекте команда Института ПрЭСТО предлагает к распространению наработанную в опыте концепцию и технологию построения пространства открытого детского проектирования в образовательной системе.

В течение нескольких лет, а именно с 2009 года, специалистами Института ПрЭСТО в рамках образовательных интенсивов разрабатывалась технология инициации, поддержки и сопровождения проектов, выражающих инициативы детей в свободном пространстве, где они получали опыт и навыки проектной деятельности, опираясь исключительно на собственный интерес. В результате были сформированы принципы, техники и приемы построения пространства для проявления детской инициативы через проекты. Наработанный в интенсивах опыт был использован в ряде школ города Перми в формате проектных офисов.

В рамках проекта Институт ПрЭСТО предлагает заинтересованным представителям школ, учреждений дополнительного образования, муниципальных образовательных систем в деятельностном режиме обучиться, опробовать на практике, разработать на полученной основе собственную модель проектного пространства и реализовать ее до появления прецедентов детской проектной активности.

Технология свободного проектирования

До старта обучения команд осталось

Проект будет реализовываться в несколько этапов

1

Подготовительный этап // с 01.11.2019

На подготовительном этапе специалистами Института ПрЭСТО будут проведены работы по подготовке методических материалов и интерактивной образовательной площадки. Через участие в профильных педагогических и тьюторских конференциях и иных профессиональных событиях планируется привлечение к проекту максимально возможное количество его потенциальных участников.
2

Обучающий дистанционный этап // с 13.01.2020

Обучающий дистанционный этап включает в себя знакомство и обучение Команд с основным элементам проектного пространства и способам его управления. Институт ПрЭСТО берет на себя организацию и наполнение площадки дистанционного образования и его консультационного сопровождения.
3

Очное участие в образовательном интенсиве // с 21.03.2020

На следующем этапе команды образовательных систем принимают очное участие в образовательном интенсиве, организованном Институтом ПрЭСТО, где в реальной практике участвуют в организации проектной деятельности детей, а также начинают работу над собственной моделью проектного пространства. Интенсив организуется на платформе "вперёд, в будущее!". По итогам данного этапа команды заканчивают обучения.
4

Сопровождение проектных разработок команд // с 13.04.2020

Со следующей стадии осуществляется сопровождение проектных разработок команд, включенных в проект, на своих территориях. Специалисты Института ПрЭСТО в очном и дистанционном режиме по индивидуальному графику сопровождают и консультируют команды. Этап разработки сопровождается продолжающимся дистанционным обучением. Каждая команда в собственном темпе переходит к этапу реализации, в рамках которого создается и начинает работать проектное пространство для свободного детского проектирования.
5

Подведение итогов // с 21.09.2020

На завершающем этапе в режиме конференции Команды и Институт ПрЭСТО делятся со всеми участниками процесса опытом реализации проектных пространств. По итогам конференции планируется издание методического сборника с описанием опыта.

ПОЧЕМУ ЭТО АКТУАЛЬНО

Во многом развитию проектной самостоятельности и свободы препятствует сложившаяся до настоящего времени система организации и управления детской проектной активностью. В большинстве общеобразовательных учреждений проектная деятельность учащихся реализуется по традиционной схеме: зачастую направленность и номенклатура проектов задаются взрослыми. А учащиеся в уже заданных рамках разрабатывают и защищают проект: предметный (по биологии, истории и т.п.), социальный (волонтерская помощь, благоустройство и т.д.) или досуговый («День самоуправления» и т.п.).

То есть детский проект является реакцией на активность педагогов, организаторов, администрации. Значительную часть школьной жизни молодой человек делает то, что положено и нужно кому-то. В его повседневной образовательной реальности крайне мало «пустых мест», в которых он может и умеет проявить себя, реализовать свои идеи, разработать и осуществить свой собственный проект.

Развитие проектной активности сдерживается так же неверием в собственные силы, убеждением в том: «что ничто нельзя изменять изменить».

Проектная компетентность является одним из важнейших метапредметных результатов, достижение которых провозглашается в стандартах общего образования. Слабое развитие гражданской самостоятельности, инициативности, неумение разрабатывать и воплощать собственные идеи с опорой на себя и ближайшее окружение – характерное состояние большинства молодых людей современного общества. Это при том, что способность личности к самостоятельному проектированию, не обусловленному внешними стимулами, начинает играть ключевую роль.

Предпринимательство, стартапы, любые формы самоуправления становятся возможными, если человек по собственной воле разрабатывает, предъявляет и реализует свои идеи, проявляя способность к свободному самостоятельному проектированию. Важно научить детей технологии проектирования, т.е. сформировать навыки самостоятельного действия, собственной активности и предоставить опыт реализации своих собственных идей в окружающей их социальной реальности.

ПРОБЛЕМАТИКА

Таким образом, отечественному образованию нужны технологии, обеспечивающие способность молодых людей к свободному, самостоятельному проектированию. В результате дети смогут получать образование не только в стенах школы, но и использовать в качестве ресурсов все компоненты социальной реальности. Еще одним потенциальным результатом становится то, что технология свободного проектирования повышает образовательную эффективность социума

Технология свободного проектирования